Наши кадизадели

Английский дипломат, сэр Пол Рикаут (1629-1700), живший в Стамбуле в начале 1660-х, описывает кадизадели, как «русских и всяких другого рода ренегатов«.

Османский историк Мустафа Наима в своем «Тарих» говорит про стамбульских членов движения — «ремесленники и спекулянты (muhtekir ve mera’ii sukı ve ehl-i hiref kısmından) Хаджи Мандал и Факи Дёнгель вооружали своих посредников, подмастерий и слуг, козацких гетманских дураков (matrabazları şagerdleri ve köleleri olan hotman-ı Kazak kakumları).

К этому можно добавить, что именно на движение Кадизадели, на горожан и ремесленников, опиралась дворцовая фракция Турхан Хатидже Султан, матери султана Мехмеда IV, русинки (украинки) по происхождению. Ее фактический приход к власти стал периодом возвышения кадизадели, когда алимы этого движения стали духовными наставниками и султана, и валиде султан и великого визиря. Позже, когда султан Мехмед IV («козацкую», по матери, внешность которого отмечают хроникеры) будет воевать в Украине, именно кадизаделийский шейх Вани эфенди повсюду будет его сопровождать. И он же будет возглавлять джума в новых мечетях захваченного Каменец-Подольского.

Короче, интересная картина вырисовывается.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s