Ottoman Commonwealth и ритуалы лояльности

Flag_of_Tunis_Bey

Навеяно обсуждением инициативы от алжирского президента, десятилетней давности.

Ottoman Commonwealth это как раз подходящая формула чтобы описать отношения между Стамбулом с одной стороны и Тунисом, Алжиром, Триполи, с другой, в 18 и 19 века. Предельная автономия и независимость при официальном признании верховенства османского султана, которое выражалось в ряде церемоний и ритуалов.

В первую очередь это конечно же чтение пятничной хутбы с поминанием имени султана, и с молитвой за него, а также чеканка монеты с именем султана и с датой его воцарения. Это был абсолютный минимум для признания османского суверенитета — его отсутствие значило бы, что страна не покорна султану, а его присутствие значило, что страна является частью Османского халифата (даже если кроме хутбы и монеты османский суверенитет ни в чем не проявлялся).

Но в случае с магрибинскими беями, Стамбул периодически напоминал о том, кем они являются для Османов — капы кулу и сыновья капы кулу, то есть янычарами. Даже в начале 19 века тунисскому бею Хаммуде паше диван скрупулезно выплачивал зарплату янычара. Как правитель Туниса, живший во дворце, строивший на свои деньги мечети и мадрасы, торговавший с европейскими державами, в достаточно скромной солдатской зарплате Хаммуд паша не нуждался. Но диван продолжал ее выплату, чтобы напоминать ему его статус.

В добавок был еще один ежедневный ритуал, напоминавший тунисскому паше, что он кормится султанским хлебом. Немецкий князь Герман фон Пюклер-Мускау, посетивший Тунис в 1835 году, описывает, как Мустафе бею, перед тем как выдвинуться на заседании совета, баш хаббаз (главный пекарь янычарского корпуса) предлагал четыре маленьких куска хлеба: «…представлявших его дневный рацион, как солдата могущественного султана… Бей целовал хлеб, откусывал кусочек, и произносил с благоговением «Да одарит меня Бог этим благословением во всякий день моей жизни»»

Были еще другие способы напоминания о султанском авторитете. Французский гость в Тунисе середины 19 века упоминает ежедневный полуденный ритуал, заключавшийся в торжественном перечислении султанских титулов перед пустым креслом, символизировавшим его трон. Наконец, устраивались красочные иллюминации по случаям рождения ребенка в султанской семье, и по более редким в те времена случаям военных побед Османского оружия. Так, в 1814 году артиллерийским салютом во всех крепостях Туниса отмечали разгром недждийских ваххабитов и их изгнание из Мекки армией Мухаммада Али Египетского.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s