Gerçek Bektaşilik

bektash

В июне 1826 года, когда султан Махмуд II уничтожал янычарский корпус, в одной из мечетей Стамбула состоялось собрание, которым руководил сам шейх уль-ислам. В этой встрече приняли участие крупнейшие алимы, шейхи тарикатов (в особенности Накшбандия), и великий визирь. Обсуждали тарикат Бекташия. И хотя некоторые шейхи отказались осудить бекташия, ссылаясь на то, что не знают в чем на самом деле состоят их убеждения, мнение большинства сошлось на том, что Бекташия вышли за рамки Шариата и должны быть также уничтожены.

Было решено уничтожить все бекташийские текке (завии), которым менее 60 лет, а в старые назначить суннитских шейхов, или же обратить их в мечети и мадрасы. В центральное текке Хаджибекташ был назначен шейх из Накшбандийского тариката. Некоторые бекташийские шейхи был казнены, другие арестованы и допрошены. Некоторые из арестованных отрицали обвинение в нарушении Шариата. Еще некоторые из тех, что считались виновными, были сосланы в города, где проживали сильные алимы, например в Бирги, родной город шейха аль-Биргиви. Большинство бекташийцев, оставшихся в текке, по крайней мере внешне были суннитами.

Строгие меры продолжались до 1840-х годов, когда новый султан Абдульмеджид I позволил бекташийцам выйти из подполья и вернул им некоторые текке. Некоторые из шейхов в последующие десятилетия были аффилированы также с другими тарикатами, с Накшбандия особенно. А кроме того, впервые в этот период бекташийцы начинают печатать свои труды, включая «Макалят» Хаджи Бекташа в 1871 году. Некоторые из этих книг были явно связаны с хуруфизмом — Диван Несими (1844), «Ашкнаме» Фериштеоглу (перевод «Джавиданнаме» 1871) и собрание Вирани баба (1873). В ответ на это Харпутлу Исхак эфенди опубликовал в 1874 году работу Кашиф уль-Эсрар ве Дафи уль-Эшрар, в которой строго раскритиковал бекташия за связь с хуруфизмом. Эта публикация вызвала опровержение со стороны бекташийского лидера Мехмеда Али Хильми Дедебаба. Его сочинение, Реддие, не было издано, но сохранилось в виде рукописи. Другая книга была написана Ахмедом Рифатом эфенди. Оба автора отрицали любую связь между бекташизмом и хуруфизмом.

В своей книге Мир’атуль-Мекасид фи Деф’иль-Мефасид (1876) Ахмед Рифат эфенди представляет Бекташию в полном согласии с Шариатом. Его работа это классический исламский суфизм. Он начинает с восхвваления всех четырех халифов, и перечисляет шейхов в силсила главных тарикатов, отделяя однако свой тарикат Бекташия, как единственный наряду с Накшбандия, чья силсила восходит не к Али, а к Абу Бакру, да будет доволен ими Аллах. На Юсуфе Хамадани силсила Бекташия и Накшбандия расходится. При этом от также отдает дань уважения Двенадцати Имамам.

Далее, он продолжает, указывая на обязательность придерживаться норм Шариата и критикует тех, кто не делает этого. Относительно связей с хуруфитами Ахмед Рифат эфенди пишет, что это люди, не способные устоять перед своим нафсом, исказили учение и стали практиковать то, что приятно их нафсам, но не то, чему учил Хаджи Бекташ. Он настаивает, что такие люди должны быть названы нуктави или хуруфиты, но не Бекташи.

Относительно лично самого Хаджа Бекташа автор утверждает, что основатель тариката был великим захидом и суфием, который соблюдал все столпы Ислама, и многочисленные суннаты. Впрочем, в личности Хаджа Бекташа не сомневались даже те алимы, что осудили сам тарикат Бекташия. Однако, оригинальным в сочинении Ахмеда Рифата эфенди является именно то, что он защищает не только основателя, но и сам тарикат. Он отрицает всю ересь и зандака, что приписывались тарикату, и настаивает на том, что соблюдение Шариата является определяющим элементом при выяснении, кто же такие истинные Бекташи.

О личности самого Ахмеда Рифата эфенди известно не много. Есть разные предположения о том, кем он был и насколько он был искренен, то есть не написал ли он все это ради «такыйи» или же он на самом деле представлял некую суннитскую ветвь Бекташии. Как бы то ни было, голос в защиту Бекташии в качестве суннитского тариката прозвучал.

На современный турецкий язык книга Ахмеда Рифата эфенди переведена под названием Gerçek Bektaşilik (Истинное Бекташийство), и была издана в 2007 году с длинным и весьма информативным предисловием.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s