Византийские янычары

«Другим термином для императорских гвардейцев является γιανίτζαρος, ἰανίτζαρος «янычары» или «Новые солдаты», войска, которые появились в Османском государстве в 1360-х годах. По всей вероятности, подразделения γιανίτζαροι были поздним ориентальным нововведением в структуре византийского императорского двора. Как императорские стражи (τοῦ βασιλέως Γιανίτζαροι, «янычары василевса»), они упоминаются великим екклесиархом и дикайофилаксом Константинопольского патриархата Сильвестром Сиропулосом в связи с Ферраро-Флорентийским собором в 1437-39. Сыропулос рассказал любопытную историю о них. Во Флоренции итальянцы задержали обещанное пособие византийскому двору в течение трех месяцев, чтобы побудить греческую делегацию к заключению унии. Наиболее уязвимыми жертвами были янычары, самые бедные из имперских слуг («ἐνδεέστεροι καὶ πένητες»), у которых не было денег на покупку продуктов питания. Они просили о помощи великого протосингела, который дал им манжеты от своей одежды (τὰ ἱερατικὰ αὐτοῦ ἐπιμάνικα), чтобы они их продали и купили еду. Однако янычары снова появились перед великим протосингелом, объяснив, что они не смогли продать манжеты, что один из них был вынужден продать свое оружие, тогда как другой заложил свою униформу. («Ὅπως ὁ μὲν διεπράσατο τὰ ὅπλα, ὁ δὲ ἠνεχύρασε τὰ ἐνδύματα, ὁ δὲ ἄλλος ἄλλο τι»). Затем великий протосингел отправил их к митрополиту Эфесскому Марку и великому сакелларию Мануэлю Хрисококесу, который, отказавшись принять унию, держал византийскую делегацию в чужих странах. Яничары, насчитывающие более двадцати человек, упрекали Мануэля Хрисококеса, который с большим страхом едва смог их успокоить и пообещал поговорить с патриархом. Рассказ Сиропулоса показывает, что янычары присутствовали в свите императора Иоанна VIII в Константинопольском дворце и сопровождали его на пути в Италию, хотя их положение в императорской гвардии, вероятно, было невысоким. Скорее всего, они были христианами и имели возможность обратиться к церковным властям.

Захариаду предположила, что термин «янычар» первоначально появился при византийском дворе. По ее предложению, это было обозначение каталонской стражи Иоанна VI Кантакузина (1352 г.) и, вероятно, ἰανίτζαρος / Γιανίτζαρος произошло от обозначения берберской конницы на византийской службе geneta, ginetes, janitarii. Однако для такой реконструкции нет оснований. Во-первых, фонетическая передача от ginetes / janitarii до γιανίτζαρος сомнительна (греческая τζ не объясняется). Во-вторых, акцент в γιανίτζαρος сохраняет первоначальную турецкую акцентуацию yeni çeri. И, в-третьих, византийцы в середине пятнадцатого века воспринимали слово γιανίτζαρος как определенно османское. Например, Дука объясняет османских yeniçeri: «τούτους Ὁ ἀρχηγὸς νεόλεκτον στρατόν, κατὰ δὲ τὴν αὐτῶν γλῶτταν γενίτζεροι, καλεῖ». Невозможно, чтобы Дука и его современники не знали о «византийском» или «каталонском» происхождении слова. Трапп в своем Lexikon предпочитает османскую этимологию слова. Причина, по которой греки называли свою дворцовую стражу этим одиозным именем, не ясна. Γιανίτζαροι, которые в османском мире были рабами (kapu kulları), могли быть личным подарком османского султана императору, или же они были kapu kulları, выкупленными византийцами, или же были просто личными рабами императора. Как и в случаях с Τατᾶς и μουρτάτος, нет оснований полагать, что γιανίτζαροι при византийском дворе были обязательно тюркского происхождения».

Рустам Шукуров, The Byzantine Turks, 1204-1461

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s