Несбывшийся халифат

1 pXuPj5aaDuTH4Y0B2KAGJw

Одной из самых интересных нереализованных альтернатив для исламского мира в ХХ веке было провозглашение халифом Ахмада аль-Шарифа ас-Сануси, верховного лидера тариката Санусия, много лет сражавшегося с различными колонизаторами в Ливии, активного участника Войны за независимость Турции на стороне Мустафы Кемаля.

Итальянская исследовательница Ливии Клаудия Газзини в своей работе о деятельности шейха Ахмада Шарифа ас-Сануси в изгнании пишет, что Мустафа Кемаль предлагал ему неоднократно стать халифом. Единственным условием было — место Халифата должно находиться не в Турции. Шейх отказался, о чем позднее сожалел.

“Изучение контактов между Сануси и Мустафой Кемалем до и после отмены халифата предполагает, что турецкий лидер первоначально, возможно, не стремился к полномасштабной отмене халифата, а лишь хотел перенести место Халифата за пределы турецкой границы, и переназначить этот символический исламский институт религиозному авторитету, кроме Османов. Похоже, что Мустафа Кемаль и его окружение неоднократно обращались к ливийскому шейху, чтобы он принял Халифат. По словам Шакиба Арслана, жившего в Мерсине во время пребывания там аль-Сануси в 1923 году, несколько турецких националистов попросили аль-Сануси заменить Османов и стать духовным халифом, но без результата. Когда аль-Сануси спросили об этом предполагаемом предложении, он заявил, что сам Мустафа Кемаль просил его принять титул халифа еще в 1922 году. «Мустафа Кемаль затронул эту тему, но я отказался», потому что «султан Вахидеддин был тогда еще халифом», — заявил он в интервью два года спустя. Сануси отказался от этого первого турецкого предложения на основании своей верности Дому Османа и, похоже, сделал это снова в начале 1924 года, когда Мустафа Кемаль обдумывал отмену Халифата. По словам личного секретаря Сануси, турецкий лидер предложил, чтобы Турция поддержала шейха Ахмада как духовного халифа, «мусульманского папу», в какой-то экстерриториальной области.

Трудно оценить достоверность этих утверждений, поскольку единственными источниками, которые изображают Мустафу Кемаля предлагающим Халифат Сануси, являются Арслан, дипломатические рассылки и собственных письма аль-Сануси. Доступные турецкие источники не упоминают этот вопрос. Однако в свете роли аль-Сануси на стороне кемалистской войны в юго-восточной Анатолии и в северном Ираке, и учитывая документы, показывающие аль-Сануси вместе с Мустафой Кемалем, которые мы рассмотрели ранее, вполне вероятно, что турецкий лидер видел аль-Сануси в качестве арабской альтернативы Османам. Причиной этого можно предположить попытку турецких националистов сохранить видимость исламского единства и сотрудничества, чтобы не отчуждать религиозные элементы страны и не расстраивать отношения с мусульманским миром, но в тоже время, не отступая от полномочий и независимости правительства в Анкаре. Таким образом, вполне возможно, что и в 1922 году, и в 1924 году, когда Мустафа Кемаль обдумывал отмену Османского султаната и халифата соответственно, он мог подумать, что кандидатура самого аль-Сануси может смягчить удар внутри и за пределами Турции, который мог возникнуть из-за упразднения османского халифата — как и случилось.

У Санусии были религиозные последователи в районе от Афганистана до Марокко. Руководство Ахмада аль-Шарифа широко восхвалялось за его усилия по защите Ислама; он был арабом, который утверждал (хотя и неоднозначно) происхождение от Пророка; он был в тесном контакте с последними тремя османскими султанами, а также помогал кемалистской войне; и, самое главное, он был лидером только с духовным влиянием, который не мог соперничать с властью националистов. Все эти факторы должны были повлиять на Мустафу Кемаля, предвидевшего, что аль-Сануси мог бы стать новым духовным авторитетом исламского мира, возможно, с местоположением в Мосуле, как предполагал Рашид Рида, или в Мекке, к чему многие арабы стремились. Любая из этих возможностей позволила бы турецким националистам оттолкнуть Османов, но сохранить дружеское лицо в отношении мусульманского мира.”

  • Claudia Gazzini, ‘Jihad in Exile: Ahmad al-Sharif al-Sanusi 1918–1933’

Позднее, кемалисты обращались к Сануси, убеждая его успокоить религиозное курдское население, бунтовавшее на востоке страны под руководством шейха Саида. За это, по словам личного секретаря шейха Сануси, турки обещали послать делегацию на пан-исламскую конференцию в Каире, где обсуждался вопрос халифата, чтобы убедить делегатов избрать халифом шейха Ахмада Шарифа. Но сам шейх отказался.

Можно только предполагать, каким был бы исламский мир сегодня, если бы шейх принял тогда предложение турецких националистов…

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s