Мухаммад Али ван Беетем — голландский националист и мусульманин

Мухаммад Али ван Беетем (третий слева) с участниками Европейского мусульманского конгресса в Женеве, 1935 год

Мухаммад Али ван Беетем (Jean Louis Charles van Beetem) был одним из ведущих голландских мусульман межвоенного времени.

Он родился 8 июля 1879 года, служил в Королевской голландской ост-индской армии (KNIL), в годы Первой мировой получил офицерский чин (Голландия не воевала, но мобилизовалась). В 1919 году вышел в отставку.

В 1920 начал принимать активное участие в литературной, общественно и политической деятельности индонезийского сообщества в Нидерландах, состоявшего в основном из студентов и рабочих. Публиковался в консервативном колониальном журнале Oedaya и участвовал в национальных кампаниях по оказанию помощи голландской Ост-Индии.

Ван Беетем в армии

Интересно, что этот большой друг индонезийцев и индонезийской диаспоры в Голландии был не только убежденным сторонником нидерландского колониализма, но и яростным голландским ультранационалистом. В 1929 году он участвовал в парламентских выборах как кандидат от недолговечной, но громкой ультраправой партии Bond van Nationalisten (Альянс националистов). В ходе публичных встреч Ван Беетем громил социализм и социал-демократов, выступал за жесткий голландский национализм и против индонезийского сепаратизма, что привело его к конфликту с националистически настроенными индонезийскими студентами, которые назвали его фашистом. Усугублялось это еще взглядами Ван Беетема на голландскую кампанию в Ачехе и уважительное отношение к “пасификатору” Ачеха генералу J.B. van Heutsz.

Ван Беетем с женой

Вместе с тем, Ван Беетем стал секретарем первой (и единственной в межвоенное время) мусульманской организации в Нидерландах — Perkoempoelan Islam. Организация действовала в основном в Гааге, она начала с 60 членов в 1932 году, и выросла до 300 членов к 1940. Ассоциация ставила себе цели: 1) поддерживать должное соблюдение обязанностей Ислама; 2) поощрять взаимное братство среди мусульман и терпимость к другим; 3) и, что более важно, создать кладбище и мечеть в городе. Ассоциация также занималась защитой прав индонезийских рабочих. Дом Ван Беетема, известный среди индонезийцев как Taman Persaudaraan (Дом Братьев), был всегда открыт для жителей Ост-Индий, испытывающих проблемы. Организация была подчеркнуто лояльна голландским властям, ее спонсором стал Макс Бюттнер ван дер Ягт, бывший консервативный губернатор Суракарты (Соло). Она также стала платформой для посещавших метрополию видных индонезийских гостей. Известно, что голландские спецслужбы, которые, разумеется, вели надзор за всеми индонезийскими организациями, отмечали в докладах ее положительное влияние на сообщество мигрантов.

Хотя защитником и сторонником индонезийских мусульман Ван Беетем был уже в 1920-х, и тогда же стал лоббировать строительство первой мечети и первого мусульманского кладбища в Голландии, не совсем ясно, когда именно он принял Ислам. Но известно, что в 1931 году он публично объявил о своем Исламе на официальной церемонии, прочитав двойное свидетельство перед толпой людей, а позднее сертификат о его религиозной принадлежности ему выдал университет Аль-Азхар в Каире.

Мусульманское собрание в доме Ван Беетема в Гааге (1930-е)

Построить мечеть тогда мусульманам так и не удалось. Первая мечеть в Гааге появится лишь в 1955 году, а заметное присутствие мусульман начнется лишь в 1960-е, с приездом рабочих мигрантов. Но вот землю под специальное мусульманское кладбище в Гааге выделили уже в конце 1932 года.

В декабре 1932 Ван Беетем ушел с поста секретаря Perkoempoelan Islam, но всегда оставался ее неформальным лидером и защитником. В 1935 году он помог открыть молитвенный зал и помещение для религиозного образования, а также посреднический офис для индонезийских рабочих. С другой стороны Ван Беетем не смог убедить голландские власти выделять финансовую помощь для индонезийских рабочих и студентов в Голландии. Многие обоснованные и оправданные просьбы мусульман отвергались.

Кроме собственно голландских дел, Ван Беетем поддерживал связи с транс-национальным пан-исламизмом. В 1934 году он посетил Египет, тогда же посетил Аль-Азхар и прочитал шахаду перед его великим шейхом Мухаммадом аль-Ахмади аз-Завахири. В Каире он встречался с депутатами и местными исламскими активистами, а также с индонезийскими студентами.

В 1935 году он участвовал в знаменитом Европейском Мусульманской конгрессе в Швейцарии — первой исторической попытке собрать под одной крышей различных мусульманских активистов в Европе.

Ван Беетем с индонезийскими студентами в Каире (1934)

Умер Ван Беетем 20 февраля 1938 года и был похоронен в Гааге. Церемония соединила в себе музыку Бетховена, речи друзей, и салят уль-джаназа. Такая смесь западноевропейских и мусульманских ритуалов была вообще в духе голландской мусульманской общины того времени, искавшей свою идентичность, и не отвергалась даже иммигрантами. Бракосочетание (никах) в муниципалитет Гааги — один из примеров таких ритуалов.

Бракосочетание в мусульманской общине в Гааге (1933). Ван Беетем благословляет пару мусхафом Корана.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s